воскресенье, 6 сентября 2015 г.

По горам Южного Урала

С 27 по 31 августа юные туристы Дома пионеров и школьников совершили  степенной многодневный поход в Гафурийский район. Поход был организован на средства Центра туризма и краеведения Республики Башкортостан и Дома пионеров и школьников Мечетлинского района.
За 4 дня туристы преодолели более тысячи км. Из них более 40 км. пешим ходом.
Существует огромное множество автобусных туров, но мы хотели такой, чтоб посетить как можно больше мест и при этом приехать в конечный пункт в д. Толпар полными силами, чтобы совершить пеший поход на скалу Мамбет. В итоге у нас получилось автобусное путешествие по главной трассе Республики и степенной поход  на скалу Мамбет, а на 4-й день мы посетили Белое озеро (Аккуль).
Можно считать  дорога была удивительно спокойной и комфортной.  Поездка на автобусе не лишена массы впечатлений, которые ребята получили в ходе путешествия, осматривая красоты своей Республики через обзорные окна автобуса.
Рано утром 28 августа по намеченному плану от д. Толпар мы двинулись в сторону скалы Мамбет. Маршрут проходил по верхнему течению р. Зилим Река Зилим является одной из самых красивых и экологически чистых рек Южного Урала.  Ее берега изобилуют живописными скалами и пещерами. Здесь расположены такие поражающие своим великолепием места, как Скала Мамбет, Кузь-Ганак, пещера Победы и многие другие. Природа здесь свежа и первозданна.
Шли мы очень долго, но основной преградой для нас были многочисленные броды через р. Зилим. Все 10 бродов прошли без проблем. К скале  вышли только через 8 часов.
Скала поразила нас  своей высотой и протяженностью. Высота отвесной скалы достигает 150 м и выше.(это фактически современный 30-этажный дом),протяженность составляет более 800 метров. Несомненно, проделанный путь стоит того, чтобы увидеть ее своими глазами. По легенде скалу назвали в честь охотника Мамбет, который когда-то пытался залезть на скалы, чтобы добраться до гнезда сокола.
Переночевали мы здесь же, прямо перед скалой; рядом текла река Зилим.
Утром 30 августа отдохнувшие и довольные мы отправились в обратный путь в д. Толпар. Обратная дорога далась нам намного легче.
Вечером того же дня на автобусе отправились на знаменитое озеро Аккуль. Озеро располагается в западной части Гафурийского района. Согласно легенде, именно на озере Аккуль живет дух воды. Древние люди почитали его и постоянно приносили ему жертвы. Длина озера 5 километров, ширина варьирует от 1,5 до 2 километров. В середине озера глубина составляет примерно 3 - 4 метра. Раньше озеро не было связано с рекой Белой, поэтому его глубина достигала 10 метров. С 1965 года озеро Белое является памятником природы. Территория Белого с прилегающими лугами и лесами в 1969 году была объявлена заказником.
Таким образом, на озере Аккуль мы завершили наше путешествие по просторам Южного Урала.
Поставленные перед участниками цели и задачи были успешно выполнены. Поход прошел активно, захватывающе и интересно.
Организаторы благодарят всех участников похода, желают им здоровья и дальнейших успехов на туристской тропе.

Инструктор по туризму ДПиШ: Хайретдинов Ф.С.